Начиная бизнес, у многих возникает вопрос, какую правовую форму выбрать, поэтому предлагаем сравнить две самые популярные правовые формы, чаще всего вызывающие сомнения – закрытое акционерное общество (ЗАО) и малое предприятие (МП).
Ответственность.
Как ЗАО так и МП являются юридическими лицами с ограниченной ответственностью. Это значит, что имущество компании отделено от личного имущества учредителей и юридические лица отвечают по обязательствам компании только в пределах вложенного в нее капитала. Упомянутые юридические лица не отвечают по личным обязательствам акционеров/участников, а учредители не отвечают по обязательствам юридических лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.
Акционеры и участники
Акционерами ЗАО являются физические и юридические лица, число которых не должно превышать 250. В МП может быть до 10 участников и только физические лица.
Уставной капитал и взносы.
Уставной капитал ЗАО должен составлять не менее 2500 евро, в то время как взнос участника могут составлять денежные средства или другое имущество и размер взноса не регламентируется законом Литовской Республики.
Органы.
Органы управления ЗАО – всеобщее собрание акционеров и единоличный орган управления – руководитель. Также в ЗАО могут быть сформированы коллегиальные органы надзора – наблюдательный совет и коллегиальный орган управления – правление. Органами управления МП могут быть: 1) только собрание участников (в таком случае собрание участников МП одновременно является органом управления МП); 2) собрание участников МП и единоличный орган управления МП –руководитель.
Руководитель.
С руководителем ЗАО заключается трудовой договор, в то время как руководитель МП управляет по договору об оказании гражданских услуг.
Уплачиваемые налоги.
Размер насчитываемых ЗАО и МП налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль, взносов в Гарантийный фонд и налога добавленной стоимости одинаков. ЗАО и МП платят различные взносы социального страхования.
НДФЛ
Тариф НДФЛ – 15 процентов.
Налог на прибыль.
Тариф налога на прибыль – 15 процентов.
Льготный тариф на прибыль в размере 5 процентов применяется:
1) если в компании работает до 10-ти работников.
2) доходы компании за налоговый период не превышают 300 000 евро.
Эти условия не применяются в случае, если участник (акционер) владеет более чем 50 процентами акций в других юридических лицах на день окончания налогового периода.
Взносы в гарантийный фонд.
Размер взносов в Гарантийный фонд – 0,2 процента.
НДС
Согласно установленному в законе порядку юридические лица должны регистрироваться НДС плательщиками, если полученные от продажи услуг (товаров) поступления за последние 12 месяцев превышают 45 000 евро. Также, если стоимость приобретаемых (импортируемых) товаров в других странах членах ЕС превышает 14 000 евро за календарный год. Юридические лица НДС плательщиками могут регистрироваться и по своей инициативе, подав заявку и необходимые документы Государственной налоговой инспекции.
Взносы социального страхования.
ЗАО и МП платят различные взносы социального страхования.
ЗАО
39,98 проц. = 30,98 проц. (ГСС) +9,0 проц. (ОСС)
Или
41,98 проц. = 30,98 проц. (ГСС) + 11 проц. (ОСС), если застрахованный дополнительно платит 2 проц. пенсионный взнос своими средствами.
МП
С 1 января 2015 г. налог насчитывается двумя способами:
А) от средств, выводимых для личных нужд.
Б) от средств, выводимых для личных нужд, при условии, что выводимая сумма не ниже минимальной месячной заработной платы.
С 1 января 2016 г. ММЗП 350 евро, с 1 июля – 380 евро.
В первом случае налоги платятся только в случае вывода средств для личных нужд, если средства не выводятся, налоги не насчитываются.
Такой способ налогообложения применяется только при следующих условиях:
- В первый год деятельности малого предприятия
- Участник малого предприятия не старше 29 лет
- Ему назначена пенсия по достижению пенсионного возраста или пособие по частичной утрате работоспособности
- Если взносы социального страхования за участника уже уплачены (например, при трудоустройстве по трудовому договору в ином месте)
- Если участник сам заплатил взносы как ведущий индивидуальную деятельность (за исключением работающих по патенту)
За участников, не соответствующих вышеперечисленным критериям необходимо платить взносы социального страхования в размере от МПЗП, даже если средства для личных нужд не изымаются.
В случае, если то же самое лицо является участником нескольких малых предприятий, обязательство платить за участника взносы предусмотрено предприятию, которое зарегистрировано раньше других.
Если малое предприятие не ведет деятельности и это задекларировано, упомянутые положения закона не применяются и за участников этих предприятий ГСС взносов платить не нужно.
С 2014 г. тариф государственного социального страхования (ГСС) составляет 26,3 проц. В случае добровольной уплаты взносов своими средствами в накопительные пенсионные фонды, ГСС тариф составляет 28,3 проц.
Также насчитываются и ОСС (обязательное социальное страхование) взносы в размере 9 проц. Налогооблагаемая база та же,что и для ГСС.
Если малое предприятие временно не ведет деятельности и информировала об этом налоговую инспекцию или обладает статусом ликвидируемого или в состоянии банкротства , участники малого предприятия обязаны платить за себя взносы ОСС в размере 9 процентов от установленной минимальной месячной заработной платы, в случае если они не соответствуют положениям статей 17 п. 1-8 и 6 п. 4 закона о страховании здоровья.
В целом, стоит отметить, что чаще всего выбор правовой формы определяет сфера планируемой деятельности, число деловых партнеров, необходимость привлечь инвесторов и планируемая структура управления.