Сравнение ЗАО и МП

Начиная бизнес, у многих возникает вопрос, какую правовую форму выбрать, поэтому предлагаем сравнить две самые популярные правовые формы, чаще всего вызывающие сомнения – закрытое акционерное общество (ЗАО) и малое предприятие (МП).

Ответственность.

Как ЗАО так и МП являются юридическими лицами с ограниченной ответственностью. Это значит, что имущество компании отделено от личного имущества учредителей и юридические лица отвечают по обязательствам компании только в пределах вложенного в нее капитала. Упомянутые юридические лица не отвечают по личным обязательствам акционеров/участников, а учредители не отвечают по обязательствам юридических лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

 

Акционеры и участники  

Акционерами ЗАО являются физические и юридические лица, число которых не должно превышать 250. В МП может быть до 10 участников и только физические лица.

 

Уставной капитал и взносы.

Уставной капитал ЗАО должен составлять не менее 2500 евро, в то время как взнос участника могут составлять денежные средства или другое имущество и размер взноса не регламентируется законом Литовской Республики.

 

Органы.

Органы управления ЗАО – всеобщее собрание акционеров и единоличный орган управления – руководитель. Также в ЗАО могут быть сформированы коллегиальные органы надзора – наблюдательный совет и коллегиальный орган управления – правление. Органами управления МП могут быть: 1) только собрание участников (в таком случае собрание участников МП одновременно является органом управления МП); 2) собрание участников МП и единоличный орган управления МП –руководитель.

 

Руководитель.

С руководителем ЗАО заключается трудовой договор, в то время как руководитель МП управляет по договору об оказании гражданских услуг.

 

Уплачиваемые налоги.

Размер насчитываемых ЗАО и МП налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль, взносов в Гарантийный фонд и налога добавленной стоимости одинаков. ЗАО и МП платят различные взносы социального страхования.

 

НДФЛ

Тариф НДФЛ – 15 процентов.

 

Налог на прибыль.

Тариф налога на прибыль – 15 процентов.

Льготный тариф на прибыль в размере 5 процентов применяется:

1) если в компании работает до 10-ти работников.

2) доходы компании за налоговый период не превышают 300 000 евро.

Эти условия не применяются в случае, если участник (акционер) владеет более чем 50 процентами акций в других юридических лицах на день окончания налогового периода.

 

Взносы в гарантийный фонд.

Размер взносов в Гарантийный фонд – 0,2 процента.

 

НДС

Согласно установленному в законе порядку юридические лица должны регистрироваться НДС плательщиками, если полученные от продажи услуг (товаров) поступления за последние 12 месяцев превышают 45 000 евро. Также, если стоимость приобретаемых (импортируемых) товаров в других странах членах ЕС превышает 14 000 евро за календарный год. Юридические лица НДС плательщиками могут регистрироваться и  по своей инициативе, подав заявку и необходимые документы Государственной налоговой инспекции.

 

Взносы социального страхования.

ЗАО и МП платят различные взносы социального страхования.

ЗАО

39,98 проц. = 30,98 проц. (ГСС) +9,0 проц. (ОСС)

Или

41,98 проц. = 30,98 проц. (ГСС) + 11 проц. (ОСС), если застрахованный дополнительно платит 2 проц. пенсионный взнос своими средствами.

 

МП

С 1 января 2015 г. налог насчитывается двумя способами:

А) от средств, выводимых для личных нужд.

Б) от средств, выводимых для личных нужд, при условии, что выводимая сумма не ниже минимальной месячной заработной платы.

С 1 января 2016 г. ММЗП 350 евро, с 1 июля – 380 евро.

В первом случае налоги платятся только в случае вывода средств для личных нужд, если средства не выводятся, налоги не насчитываются.

Такой способ налогообложения применяется только при следующих условиях:

  • В первый год деятельности малого предприятия
  • Участник малого предприятия не старше 29 лет
  • Ему назначена пенсия по достижению пенсионного возраста или пособие по частичной утрате работоспособности
  • Если взносы социального страхования за участника уже уплачены (например, при трудоустройстве по трудовому договору в ином месте)
  • Если участник сам заплатил взносы как ведущий индивидуальную деятельность (за исключением работающих по патенту)

За участников, не соответствующих вышеперечисленным критериям необходимо платить взносы социального страхования в размере от МПЗП, даже если средства для личных нужд не изымаются.

В случае, если то же самое лицо является участником нескольких малых предприятий, обязательство платить за участника взносы предусмотрено предприятию, которое зарегистрировано раньше других.

Если малое предприятие не ведет деятельности и это задекларировано, упомянутые положения закона не применяются и за участников этих предприятий ГСС взносов платить не нужно.

С 2014 г. тариф государственного социального страхования (ГСС) составляет 26,3 проц. В случае добровольной уплаты взносов своими средствами в накопительные пенсионные фонды, ГСС тариф составляет 28,3 проц.

Также насчитываются и ОСС (обязательное социальное страхование) взносы в размере 9 проц. Налогооблагаемая база та же,что и  для ГСС.

Если малое предприятие временно не ведет деятельности и информировала об этом налоговую инспекцию или обладает статусом ликвидируемого или в состоянии банкротства , участники малого предприятия обязаны платить за себя взносы ОСС в размере 9 процентов от установленной минимальной месячной заработной платы, в случае если они не соответствуют положениям статей 17 п. 1-8 и 6 п. 4 закона о страховании здоровья.

 

В целом, стоит отметить, что чаще всего выбор правовой формы  определяет сфера планируемой деятельности, число деловых партнеров, необходимость привлечь инвесторов и планируемая структура управления.